В середине мая делегация Национально-культурной автономии татар Ивановской области во главе с Фаритом Усмановичем Ляпиным была официально приглашена в Московской муфтият, где состоялся «круглый стол». Ивановцев принимали первый заместитель Равиля Гайнутдина – председателя Совета муфтиев России Дамир-Хазрат и Фарид Абдуллович Асадуллин - заведующий отделом науки и связей с государственными службами РФ Московского муфтията, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России. Были обозначены дальнейшие пути сотрудничества с нашим землячеством. Приятно отметить, что в ходе беседы, заместитель главного муфтия России Дамир-хазрят с благодарностью вспоминал о помощи Михаила Александровича Меня в решении разного рода проблем в годы становления московского муфтията.
В этот же день, 12 мая, в старинном особняке, что прописан в доме 8, на Малой Татарской улице, более известном москвичам как Дом Асадуллаева, ивановский театр-студия «Миллятем» под руководством народного артиста РФ М. Б. Кашаева представил на суд зрителей спектакль по пьесе Т. Миннулина «Шажаря» («Родословная»).
Так повелось, что с самого начала прошлого века, в зале, знаменитого на всю Москву, особняка богатого нефтепромышленника Шамси Асадуллаева традиционно собирался весь цвет татарской интеллигенции. Для этих целей этот дом и был задуман, землю под постройку школы купил Ш. Асадуллаев, в строительстве принимала участие мусульманская община столицы. С самого начала предполагалось, что в этом здании, фасад которого заметно отличался от облика рядом стоящих домов наличием элементов восточной архитектуры, будет не только школа, но и культурный центр. В одной из московских газет того времени сообщалось: "Здание школы будет четырехэтажным с громадным концертным залом для мусульманских спектаклей и собраний". Концертный зал этого старинного особняка и стал сценой для столичных гастролей студии «Миллятем».
Коротко о том, что происходит по замыслу драматурга Т. Миннулина. Главный герой пьесы наш современник Саит, поставив себе задачу, вернуть наследникам казанского мурзы Саитбекова долг своего прапрадеда, служившего у него до революции конюхом, выполняет её с достоинством, заслужив в награду руку и сердце девушки этого рода.
В спектакле, который предстояло показать москвичам, произошли некоторые изменения. Любой творческий коллектив находится в постоянном поиске, ивановский – не исключение: поменялся состав труппы, в частности, была введена актриса музыкального театра Раушания Хажиева, появление которой наполнило постановку новыми красками; со сцены звучали старинные татарские песни, далеко унося наши сердца, возвращая их к глубинам исторической памяти. Молодежы Саитбековы, в исполнении Рустама Утюшева и Гульнары Сейфетдиновой, трогательно умиляли и приглашали зрителей участвовать в решении их, пока еще не совсем серьезных, проблем. Оказалось, что состоялся прекрасный музыкальный дуэт, песни адресованные супругами другу органично вплелись в канву спектакля. Судьба бывшей узницы ГУЛАГа, была убедительно рассказана в монологах Файмы Исмаевой. В роли старейшей из рода Саитбековых – Салимы, успешно дебютировала Райхана Сафарова.
Похоже, что судьба продолжает немилосердно испытывать на прочность и М. Б. Кашаева в качестве режиссера, и его артистов. А может быть, таким образом, она в очередной раз хочет показать, что благосклонна к его творческим поискам.
Даже корифеи сцены не стесняются, всенародно признаваться, что волнуются перед каждым спектаклем, и стоит ли говорить о том, как волновались самодеятельные артисты, выступая перед искушенным столичным зрителем.
Напомним читателям, что в премьерном спектакле «роль самой младшей из рода Саитбековых сыграла студентка М. Жалалетдинова, впервые заговорившая на татарском языке на репетиции и подвижнически выучившая роли за всех героев, чтобы бесстрашно вести диалоги», похоже, тогда никто из зрителей этого и не заметил. Второе испытание Фортуна приберегла для того же спектакля, но уже в другой редакции.
Роль сварливой жены одного из потомков казанской династии Саитбековых исполнила Фания Авхадшина, любезно согласившись заменить заболевшую актрису, буквально накануне вечернего выступления. Времени на заучивание роли, было ровно столько, сколько уходит на дорогу из Иванова до Москвы, с учетом столичных пробок.
События понедельника, к счастью, не подтвердили расхожей поговорки стать «тяжелым днем». Москвичи стоя аплодировали самодеятельным артистам в надежде снова увидеть ивановцев у себя в гостях. Уже стоя на крыльце Дома Асадуллаевых, они еще долго прощались с нами, находя повод для продолжения взаимоприятной беседы.
Источник: http://www.rk-37.ru |